Народные символы Украины - это
святыни украинского народа. В украинской графике используются символы и
образы из песенного народного творчества, с легенд, которые используются
в обрядах и обычаях. Их вышивают на рубашках, полотенцах и т.д..
Народные символы Украины являются растительные и животные.
Украинский воспроизводят эти символы в вышивке на рубашках,
полотенцах и т.д., в расписании посуды, в кованых изделиях, в резьбе, в
барельефными украшении жилища, в росписях печи в избах, гончарных
изделиях, в гравюре, а также, в отдельном виде украинского творчества - в
писанках.
Они издавна олицетворяют красоту нашей Украины, духовную мощь народа, свидетельствуют любовь к родной земле.
Животные символы
Растительные символы
![]() |
Барвинок |
- калина,
- ива,
- дуб,
- тополь,
- вишня,
- барвинок,
- бархатцы
![]() | ||||||
Калина |
![]() | |
Дуб |
Они издавна олицетворяют красоту нашей Украины, духовную мощь народа, свидетельствуют любовь к родной земле.
Животные символы
![]() |
Соловейко |
![]() |
Лошадь |
Венок - символ жизни, судьбы, жизненной силы; символ девичества. Венок является символом совершенства:
А в этом домочку, как в венчике- Здесь хозяин - богатства обладатель,
- Здесь хозяйка - красная калина,
- Здесь Дивочку как цветочки,
- Здесь сыночки, как колосочки!
Калина символизирует материнство: куст - сама мать; цвет, ягодки -
дети. Это также олицетворение дома, родителей, всего родного. Калина -
украинский символ вневременного единения народа: живых с отшедшими в
потустороннем и теми, которые еще ждут своего рождения. Калина
олицетворяет и саму Украину. Как символ Родины, она «проросла» в гимну
сечевых стрельцов:
Ой в лузе красная калина наклонилась.Чего наша славная Украина приуныла.
А мы тую красную калину поднимем.
А мы нашу славную Украину развеселим!

Вышиванка - символ здоровья, красоты, счастья, родовой памяти, порядочности, честности, любви, праздничности; оберег. Вышитая национальная женская и мужская белая рубашка. Символика вышивки зависела от того, кому предназначалось наряд: парню - жениху, мужу, парню; девушке, замужней женщине.
Изготавливались из льняного или конопляного полотна домашней работы. Было немало типов традиционных рубашек по форме, использованием материалов, а также за семантикой цвета: Подольский, галицкий, полесский, волынский, надднепрянский, полтавский, гуцульский, буковинский, лемковский подобное. Интересно, что символика вышиванок часто совпадает с символикой орнаментов предметов материальной трипольской культуры. Обнаруженные на Черкащине серебрянные бляшки с фигурками мужчин (датируют их VI в.) Идентифицируются с узорами вышивок XVIII-XX вв.. Правда, символика вышивки часто состояла из двух частей: исторической (родовой) и прогнозирующей (загадывания будущего, продолжение рода).
На вышивках применялись традиционные символические орнаменты: геометрические (считаются древнейшими), растительные, зооморфные (животные). Иногда типы орнаментальных форм сочетались: орнаментально-растительный с преобладанием первого или последнего.
Символику форм конкретизировала символика красок. Скажем, подольская цветная сетка выполнена крестиком и низзю с декоративным швом-качалкой (качалочки) представляет ромб, размещенный между двумя горизонтальными линиями. Треугольник между ромбом и линиями вышивался косыми линиями в виде завитков («бараньи рога»). В орнаментах преобладает черный и красный цвета с вкраплением синего, зеленого, желтого (золотого). Такой тип вышивки мог символизировать не только земледельческую работу на черноземе в зоне лесостепи с наличием рек, озер или журливисть нравы, любовь, целеустремленность подолянина в достижении цели, но и определенную гармоничность в отношениях человека с природой и человеческих взаимоотношениях; силу, мощь; рост; время - оплодотворение и т.д. (следует рассматривать конкретный образец назначения вышивки). С изображениями ромба и двух линий могли связываться определенные представления о календаре, четыре времени года, между рождением и смертью (две линии).
Народ относился к вышиванок как к святыне. Вышиванки передавались из поколения в поколение, из рода в род, хранились как реликвии. Символический образ рубахи-вышиванки часто встречается в народных песнях о любви, семейной жизни, а также социально-бытовых (казачьих, чумацких, бурлацких, батрацких и др.).. По традиции, девушка, готовя приданое, имела вышить своему жениху рубашку:
- Шелком шила, шелком шила, золотом рубила.
- И для того козаченька, что верно любила.
- Ой кабы я была знала, что я твоя буду,
- Постирала бы-м распашонку от черной грязи
- (Т.е.: полюбила бы, сочеталась с тобой при условии обязательного будущего замужества);
- Заковала зозуленька на желтом песочке.
- А кто же мому миленького вымыть рубаху?
Рубашка-вышиванка воспетая, изображена в различных жанрах народного творчества (в том числе - шутливых, пародийных), современными поэтами. Она является символом украинского целом и Украины в частности, однако в XX в. престиж вышиванки как одежды пал под губительными воздействиями шовинистически-космополитических, коммуно-фашистских, экстремистских и других тенденций. М. Дмитренко.
Комментариев нет:
Отправить комментарий